Итак, решено. Вам
необходимо снять/сдать или купить/продать квартиру. Осталось только выбрать
маклера или агентство, которому действительно можно довериться.
Знакомые рассказывают ужасы или, наоборот, расхваливают того или иного
риэлтора, одни предлагают работать только с агентствами, другие советуют
частного маклера... Газеты пестрят объявлениями... Кому же отдать
предпочтение, частному маклеру или хваленому агентству?.. Не стану уверять
вас в своем безоговорочном объективизме, попробую просто рассказать, что
думаю я по этому поводу, со мной можно и не согласиться. Мое мнение такое -
любое агентство или как многие любят говорить, "фирма" состоит из людей и
каждую конкретную работу выполняет определенный человек. От того, насколько
профессионально сработает этот человек, зависит имидж компании. В одной и
той же фирме могут работать люди с различным уровнем профессионализма,
чувством ответственности, характером, возрастом и т. д. Так что большинство
рекомендаций касаются определенного человека, и если в агентстве таких людей
много, значит оно процветает, а если нет - то это большая проблема для
руководства фирмы. Принято считать, что если ты работаешь с агентством
(фирмой), то они дают гарантии на клиентов, на правильно оформленные сделки,
а если ты имеешь дело с частником, то никаких гарантий нет, действительно,
исчезнет и ищи его потом. Конечно, правда в этом есть, но имейте в виду, что
никакое агентство не берет на себя ответственность за порядочность кого бы
то ни было вообще и уж тем более не может ее гарантировать. Обязанности,
если хотите, профессионализм агентств заключается в сведении к минимуму всех
возможных рисков для своих клиентов, причем с обеих сторон, как продающих,
так и покупающих недвижимость. Именно профессионал с глубоким знанием
процессов, происходящих на рынке, безопасных и надежных технологий передачи
жилья во временное пользование (аренду) или в постоянное пользование
(владение) сможет гарантировать спокойствие клиента. И уж точно такой
гарантии не дадут голословные утверждения с высоко поднятой головой, типа:
“Вы обратились в надежную фирму и проблем не будет”. Я признаю, что среди
компаний достаточно много фирм-однодневок, но я так же знаю, что
маклеров-однодневок еще больше. На самом деле, возможностей безнаказанно
скрыться существует больше у частников, а вот организациям, которые
зарегистрированы юридически гораздо сложнее это сделать. Выживает все равно
сильнейший. В нашей среде конкуренция очень сильна, причем она открыта и не
каждый может ее выдержать. Приходится вкладывать и в оборудование, и в
изготовление программного обеспечения, и в высокие технологии, хотя клиент,
в конечном итоге, общается и работает с живым человеком. И от человека этого
прежде всего, зависит нужный вам результат. Тут уж ничего не поделаешь.
Итак, если вы надумали сдать/снять или купить/продать квартиру, узнайте у
своих знакомых, может быть, они имели опыт работы с определенным агентством,
а чаще человеком, работающем в этом агентстве, которого захотят
порекомендовать. Кстати, если вы не имеете возможности получить конкретных
рекомендаций от знакомых, то стоит доверять собственной интуиции и
жизненному опыту - в конце концов, выберите того, с кем более-менее приятно
беседовать по телефону, того, кто не хамит и понимает, что вам нужно, задает
вопросы по существу и не ходит "вокруг да около".
Кто такой маклер? Это посредник, который помогает людям договориться. Так
вот, основная обязанность маклера, на мой взгляд - помочь людям найти друг
друга и договориться, причем очень важно, чтобы пожелания каждой стороны
были услышаны и приняты во внимание другой стороной (на основе договора).
Маклер не только соединяет людей в поисках наиболее подходящего варианта,
следит за правильным оформлением сделки, но и является свидетелем
совершившейся сделки. Порой никто кроме него не может помочь разобраться в
какой-либо конфликтной ситуации.
Мое кредо - никогда не бросать своего клиента. Причем надо заметить, что
моим клиентом является в равной мере, как арендатор, так и арендодатель
(иногда мне с обидой в голосе <говорят, почему вы защищаете их, а не нас, мы
ведь тоже являемся вашими клиентами). Только объективность и
беспристрастность позволяет мне в таких ситуациях удовлетворить претензии
обеих сторон. Маклеру приходится выступать в роли "третейского судьи". Со
всеми конфликтами, связанными с квартирантами, хозяевами квартир и их
соседями, люди обращаются к нам, и от того насколько грамотно маклер сможет
решить проблему, зависит его репутация. Самая большая проблема, с которой
мне приходилось сталкиваться, (кстати, она же самая распространенная) - это
когда люди не слышат друг друга или просто не умеют слушать другого
человека, каждый слышит только себя.
Например: одна молодая пара смотрит квартиру (заметим, что в данном случае
ни каких обстоятельств вынуждающих их снять квартиру прямо сейчас нет),
вроде бы их все устраивает в ней, а вроде бы и нет... Хозяйке этой квартиры
тоже вроде бы нравиться эта "чета", а вроде бы и нет... Тем не менее,
молодые люди говорят: "Все, мы берем эту квартиру! А у вас есть одеяла,
подушки?" Хозяйка отвечает: "Нет и не будет". Клиенты говорят: "Нам нужны
одеяла, подушки и посуда". Хозяйка: "Нет и не будет. Клиенты: "Ну... Мы
берем!"
Из этой ситуации видно даже вам, что квартира не подходит для этих людей.
Проходит месяц, они снова звонят ко мне и говорят: "Вы знаете, квартира,
которую вы нам подобрали не подходит для нас, потому что в ней нет одеял,
подушек и посуды. Нельзя ли найти что-нибудь другое..."
Понимаете, до людей действительно дошло, что квартира не подходила им с
самого начала, только через месяц, когда они попробовали жить без одеял и
подушек. О чем они думали раньше?!
Самое интересное, им определенно не нравится, что надо опять платить маклеру
за услуги. Они говорят: "Что мы опять должны платить?!" Но, извините, я не
заставляла вас снимать эту квартиру, это было только ваше решение и только
вы должны нести за это ответственность.
Маклер выполнил свою работу, если вы хотите еще раз воспользоваться его
услугами, почему это должно быть бесплатно?!! Вот так - маклер свою работу
выполнил - т.е. он заработал эти деньги.
Представьте себе, что после приема у зубного врача, когда вам вставили
несколько новых зубов, вы вдруг передумываете вообще вставлять эти зубы - не
думаю, что врач вернет вам деньги и выломает вставленные зубы - надо уважать
труд других людей. В конце концов - никто вас насильно не заставляет
подписывать договор - решение вы принимаете сами, значит, расплачиваться за
свои ошибки будете только вы сами.
Для достижения максимального результата необходимо всем нам идти на встречу
друг другу,
быть терпеливыми, воспитанными, а самое главное уважать друг друга.